Это используемый в процессе воспитания алгоритм организации тех или иных форм взаимодействия взрослых и детей.
Как видим, понятие «технология» применимо не к самому воспитанию как процессу управления развитием личности ребенка, а всего лишь к организации его форм, то есть к довольно узкой сфере. Причина – в непедагогичности технологий и нетехнологичности воспитания.
Понятие «технология» пришло в педагогику их производственной сферы, где оно применяется для обозначения комплекса мер, операций, приемов, направленных на изготовление изделия с заранее определенными качествами. То есть технология – это некоторый алгоритм действий, предполагающий гарантированное (при условии соблюдения технологической схемы) достижение заранее определенного результата. Но возможно ли это в сфере воспитания ребенка: может ли педагог, используя некий комплекс мер, операций и приемов, гарантированно получить те или иные заранее определенные воспитательные результаты, то есть добиться тех или иных изменений в личности ребенка? Нет, так как педагог имеет дело с человеком – живой саморазвивающейся системой, поведение которой не подчинено жесткой внешней детерминации. Поэтому результаты воспитания носят вероятностный характер, а технологий воспитания не существует – есть лишь различные его методики.
В своей профессиональной деятельности педагоги прибегают к другого рода технологиям. Это вспомогательные технологии, сопровождающие воспитательный процесс. Они помогают в его организации. Некоторые из подобных технологий весьма удачно описаны С.Д.Поляковым: это технология организации КТД, технология организации групповой проблемной работы, технология организации шоу, технология организации диалога педагог-воспитанник и другие.